Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
блогиТенденции рынка

Комплексные кадастровые работы обрезали под корень. Часть 4: Что будет и что делать

2 февраля 2016 11 091
2019-03-14T12:56:13.980000+00:00
Окончание, начало - см. Части 1-3.

Денег на ККР в ближайшие годы, а скорее всего, и на горизонте в 10 лет не предвидится. Хорошо, если после прохождения «пика кризиса» и расходования резервных фондов, останется на выплату пенсий и зарплат бюджетникам. Поэтому к ситуации можно только приспособиться, изменить взгляд на нее. Сделаем это прямо сейчас.
Итак, к 2019 г. почти 55% земельных участков будут иметь «точные» границы. При этом основная часть границ будет определена в ГКН с погрешностью, которая не влияет существенно на установление фактического местоположения земли: в пределах нескольких метров. Терпимо.
Отраженные в кадастре участки с границами отчасти формируют дополнительное количество объектов с границами. Например, если ваши соседи слева и справа провели межевание правильно, или хотя бы с систематическим сдвигом (погрешностью), местоположение вашего участка
установлено соседскими границами, хотя и не отражено в ГКН.
Основная  доля земельных участков без межевания, находящихся во владении граждан,
предоставлена им 15 и более лет назад, учтена в ГКН, участки огорожены и используются. Неясностей с границами у этих участков нет. По крайней мере,индивидуальная идентификация таких участков с табличкой на заборе не ниже, чем у наших квартир, которые пока никто не предлагает межевать по причине «неустановленного» расположения последних в пространстве. Если не страдать «кадастровым фетишизмом», то реальному забору вокруг своего участка надо бы
доверять больше, чем электронным границам, точность которых у землепользователей нет возможности проверить, разве что стать кадастровым инженером.  С такими «неточными»
границами можно  жить бесконечно долго, если бы не одно "но".
Федеральным законом с 1 января 2018 г. установлен запрет на отчуждение земельных участков, «границы которых не установлены в соответствии с земельным законодательством». Это необоснованное и чрезвычайно жесткое принуждение к кадастровому учету земли с проведением межевания. С точки зрения главного государственного интереса (налогообложение) в этом нет никакой необходимости. Получается, что ради «современного вида» ГКН в жертву приносится
целый ряд важнейших соображений. Во-первых,  около 3-3,5 млн собственников, воспользовавшись «дачной амнистией», напрасно потратили свое время (от 5 рабочих дней на участок) и деньги, чтобы осуществить государственный кадастровый учет земли без межевания и государственную регистрацию прав. Никаких предупреждений, что свидетельства о собственности на участки без
межевания будут носить временный характер, не было. Если бы было иначе, для
чего собственники стали бы регистрировать свои права на «временной основе»?
Во-вторых, требованием обязательного межевания участка для сделки с ним закону
придается обратная сила, что недопустимо. Кстати, соответствующее исключение в
отношении участков без межевания, зарегистрированных в соответствии с установленным
порядком, было в законодательстве и аннулировано последними поправками (ФЗ-447).
В-третьих, не во всех случаях собственники могут произвести межевание земли.
Например, если для корректного межевания требуется устранить ошибку в координатах нескольких десятков участков в ГКН (см. выше). Что можно считать мерой «разумной жестокости» требования обязательного межевания, в денежном выражении? 100-150 тысяч рублей или все-таки 20-30, учитывая, что две трети населения вообще не имеют сбережений и живут от зарплаты до зарплаты? Только необязательность межевания участков, если проблемы установления границы обусловлены ранее сделанными ошибками в ведении кадастра, позволяют не прекращать гражданский оборот земли по причинам, за которые собственник не может нести ответственность.
В-четвертых, собственники могут, но не хотят межевать участки на фиктивную площадь и фиктивные границы по причине несоблюдения ОКУ требований законодательства по допустимым размерам «прирезок». Устранение данного коррупционного проявления существенным образом увеличит
количество участков с установленными границами. В редких случаях землепользователи хотят оформить больше земли, чем у них фактически есть в сложившихся границах.
Будет продолжаться наполнение кадастра в рамках инвестиционных проектов, оформления государственных земель, участков юридических лиц.
Однако можно утверждать, что не менее половины новых участков с межеванием в ближайшие 5-10 лет – это малые участки индивидуальных собственников, которые в первую очередь нуждаются в рациональном поведении властей. Что можно предложить, не рассчитывая на ККР, чтобы по возможности не усугублять имеющиеся проблемы?
Во-первых, снизить затраты землепользователей на судебные разбирательства. В частности, это можно сделать в рамках государственной помощи СРО по кадастровой деятельности на обучение  и работу по фиксированным расценкам кадастровых инженеров - судебных экспертов или представителей СРО, имеющих соответствующий статус в рамках СРО. Надо заметить, что уже сегодня во множестве случаев суды принимают заключения кадастровых инженеров в качестве доказательства по земельным спорам, хотя и не обязаны это делать по процессуальному законодательству.
Во-вторых, предусмотреть финансирование из госбюджета работ кадастрового инженера по устранению ошибки в координатах учтенного в ГКН участка, совершенную другим кадастровым инженером, если иной порядок исправления ошибки не возможен. Целесообразно делать это через региональную СРО по кадастровой деятельности. В-третьих, выделить средства организациям лесфонда на согласование границ лесных участков с иными землепользователями. До проведения
этих согласований считать смежные границы лесфонда с иными участками -временными, подлежащими уточнению при индивидуальных межеваниях.
В-четвертых, установить жесткий регламент контроля отказов ОКУ прирезок площади земельных участков, допускаемых законодательством. Сегодня ОКУ может ограничиться формальной отпиской, не основанной на законе. Каждый кадастровый инженер может показать стопку таких отказов. Но не будет, т.к.ему с этим ОКУ надо и дальше работать.
В–пятых, отменить запрет на сделки с участками без межевания, зарегистрированные в соответствии с действовавшим законодательством.
В-шестых, установить на федеральном уровне предельные ставки налога на земельные участки «дачной амнистии» с межеванием на фиксированный период (например, до 2020 г.) не в 0,3%, а, например, в 0,2%. Данная льгота не покроет затрат на межевание, но простимулирует собственников.
Поскольку кадастровая стоимость земли повсеместно завышена, это будет тем более своевременно.
В-седьмых, пора вспомнить про подзабытую властями «дачную амнистию», например в виде нереализованного 8-й год поручения Конституционного суда, разрешающего регистрацию проживания в садовых домах, сельского тарифа, индивидуального абонирования, двухрежимных счетчиков на электроэнергию для садоводов и пр.
Косвенное софинансирование государством затрат индивидуальных собственников на межевание земли и прочая сопутствующая помощь, возможно, позволят  сохранить в ближайшие годы темп уточнения кадастровых сведений о земельных участках на текущем уровне.
#загородная недвижимость#дом#суд
загородная недвижимостьдомсуд
Комментарии 0
Сейчас обсуждают
Аноним
26 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru